Максим Калюжный: unit economics

35
Юнит-экономика и ключевые метрики стартапов Максим Калюжный 21 мая 2016 года

Upload: tceh-

Post on 10-Jan-2017

2.084 views

Category:

Business


0 download

TRANSCRIPT

Page 1: Максим Калюжный: unit economics

Юнит-экономикаи

ключевыеметрикистартапов

МаксимКалюжный21мая2016года

Page 2: Максим Калюжный: unit economics

ОБО МНЕ

• ОкончилМехматМГУ

• 4годаопытаваудитеиконсалтингеBig4(PwC,KPMG)

• СейчасинвестиционныйаналитикФРИИ

• Одинизсоздателейсервисаподоставкетоваровспутешественниками«Туда?Туда!»

Page 3: Максим Калюжный: unit economics

80%стартаповумирают.

Почему?

Page 4: Максим Калюжный: unit economics

Унихзаканчиваютсяденьги.

Почему?

Page 5: Максим Калюжный: unit economics

Ониубыточны.

Page 6: Максим Калюжный: unit economics

Чтоделать?

Page 7: Максим Калюжный: unit economics

ПУТЬ ХОРОШЕЙ КОМПАНИИ

Выручка

Переменныезатраты

Фиксированныезатраты

Валоваяприбыль

Точкабезубыточности

Page 8: Максим Калюжный: unit economics

ЧТО ТАКОЕ ЮНИТ -ЭКОНОМИКА?

CPACostperAcquisitionСтоимостьпривлеченияпользователя

ARPUAverageRevenueperUserВыручкаспривлеченногопользователя

UserAcquisitionПривлечениепользователей

RevenueДоходПродукт

Page 9: Максим Калюжный: unit economics

ПРИМЕР

Показатель Значение

Выручка(Revenue) 100000руб.

Себестоимость(COGS) 30000руб.

Затратынамаркетинг(Marketing) 40000руб.

Количествопривлеченныхпользователей(Users) 10000

CPA=?ARPU=?

Page 10: Максим Калюжный: unit economics

ПРИМЕР

Показатель Значение

Выручка(Revenue) 100000руб.

Себестоимость(COGS) 30000руб.

Затратынамаркетинг(Marketing) 40000руб.

Количествопривлеченныхпользователей(Users) 10000

CPA=Marketing/Users=40000/10000=4руб.ARPU=(Revenue-COGS)/Users=70000/10000=7руб.

Page 11: Максим Калюжный: unit economics

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕТРИКИ

CACCustomerAcquisitionCostСтоимостьпривлеченияпокупателя

ARPPUAverageRevenueperPayingUserВыручкасплатящегопользователя(покупателя)

С1ConversiontobuyersКонверсияв1-уюпокупку

CPA=CAC*C1 ARPU=ARPPU*C1

Page 12: Максим Калюжный: unit economics

ЧУТЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЙ ПРИМЕР

Показатель Значение

Users 10000

C1 2%

CAC 3000руб.

ARPPU 7000руб.

Revenue=?Marketing=?

Page 13: Максим Калюжный: unit economics

ЧУТЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЙ ПРИМЕР

Показатель Значение

Users 10000

C1 2%

CAC 3000руб.

ARPPU 7000руб.

CPA=CAC*C1=3000*2%=60руб.ARPU=ARPPU*C1=7000*2%=140руб.

Marketing=CPA*Users=60*10000=600000руб.Revenue=ARPU*Users=140*10000=1400000руб.

Page 14: Максим Калюжный: unit economics

ЕЩЕ НЕМНОГО МЕТРИК

ChurnОттокпокупателейзапериод

LifetimevalueВыручкаспокупателя

завсевремяиспользования

продукта

LifespanСрокиспользованияпродуктапокупателем

ARPPU

Churn=LTV= ARPPU*Lifespan

Page 15: Максим Калюжный: unit economics

ВСПОМНИТЬ ВСЕ

CAC

CPAARPU

ARPPULTV

C1 Churn

Page 16: Максим Калюжный: unit economics

КЕЙС - ЛИДОГЕНЕРАЦИЯ В СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКЕ

ПользователиМассив

рекламных каналов

ЛендингB2B

клиентыЛиды

Компания

$$$

$$$$

Page 17: Максим Калюжный: unit economics

КЕЙС - ЛИДОГЕНЕРАЦИЯ В СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКЕ

Метрика Значение

Среднийчекпродажилида(Revenue) 460руб.

Стоимостьпривлечениялида(COGS) 220руб.

Среднеечислолидовнаклиента,вмесяц 19,7

Оттокклиентов(Churn),вмесяц 19%

LTV=?

Page 18: Максим Калюжный: unit economics

КЕЙС - ЛИДОГЕНЕРАЦИЯ В СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКЕ

Метрика Значение

Среднийчекпродажилида(Revenue) 460руб.

Стоимостьпривлечениялида(COGS) 220руб.

Среднеечислолидовнаклиента,вмесяц 19,7

Оттокклиентов(Churn),вмесяц 19%

СustomerLifespan=1/Churn=5,2мес.ARPPU=Среднеечислолидов*(Revenue-COGS)=19,7*(460-220)=4728руб.

LTV=ARPPU*Lifespan=4728*5,2=24586руб.

Page 19: Максим Калюжный: unit economics

КЕЙС - ЛИДОГЕНЕРАЦИЯ В СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКЕ

Метрика ЗначениеКоличествоновыхклиентов 20Общееколичествоклиентов 140

Зарплатаменеджерапопродажам 35000руб.Количествоменеджеровпопродажам 2

Зарплатааккаунт-менеджера 45000руб.Количествоаккаунт-менеджеров 2

ЗатратынаPR 50000руб.Затратынаофис 30000руб.

Затратынаофлайнмаркетинг 130000руб.

CAC=?

Page 20: Максим Калюжный: unit economics

КЕЙС - ЛИДОГЕНЕРАЦИЯ В СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКЕ

Метрика Значение ГдеучитыватьКоличествоновыхклиентов 20Общееколичествоклиентов 140

Зарплатаменеджерапопродажам 35000руб. CACКоличествоменеджеровпопродажам 2

Зарплатааккаунт-менеджера 45000руб. CRCКоличествоаккаунт-менеджеров 2

ЗатратынаPR 50000руб. CACЗатратынаофис 30000руб. Fixedcosts

Затратынаофлайнмаркетинг 130000руб. CAC

CAC=(35000*2+50000+130000)/20=12500руб.CRC=(45000*2)/140=643руб.вмесяц

Page 21: Максим Калюжный: unit economics

КЕЙС - ЛИДОГЕНЕРАЦИЯ В СПОРТИВНОЙ ТЕМАТИКЕ

Экономикасходится?

LTV=24586руб.CAC+CRC=12500+643*5,2=15844руб.

LTV/(CAC+CRC)=1,55xCAC/(ARPPU-CRC)=3,06х

Page 22: Максим Калюжный: unit economics

МЕТРИКИ ХОРОШЕГО БИЗНЕСА

LTV/(CAC+CRC)>3x

CAC/(ARPPU-CRC)<12x

Page 23: Максим Калюжный: unit economics

КОСЯКИ В РАСЧЕТАХ ЭКОНОМИКИ

Page 24: Максим Калюжный: unit economics

КОСЯКИ В РАСЧЕТАХ ЭКОНОМИКИ

Ошибка№1:Неучливсерасходы

Page 25: Максим Калюжный: unit economics

КОСЯКИ В РАСЧЕТАХ ЭКОНОМИКИ

Ошибка№2:Считаем«среднеепо

больнице»

Page 26: Максим Калюжный: unit economics

КОСЯКИ В РАСЧЕТАХ ЭКОНОМИКИ

Источниктрафика Пришлопользователей Общаястоимость CPA Покупки С1Органическийпоиск 3000 0 0 300 10%РекламавFacebook 2000 80000 40 60 3%Контекстнаяреклама 5000 150000 30 100 2%Статьянапопулярном

ресурсе 500 5000 10 75 15%

Всего 10500 235000 22,38 535 5,1%

Page 27: Максим Калюжный: unit economics

КОСЯКИ В РАСЧЕТАХ ЭКОНОМИКИ

Ошибка№3:Несчитаемкогорты

Page 28: Максим Калюжный: unit economics

КОСЯКИ В РАСЧЕТАХ ЭКОНОМИКИ

Пользователи Покупки Конверсия20000новыхвмае 600 3,00%600000старых 3000 0,50%620000всего 3600 0,58%

14500новыхвиюне 580 4,00%620000старых 3100 0,50%634500всего 3680 0,58%

Page 29: Максим Калюжный: unit economics

Зачемвсеэто?

Page 30: Максим Калюжный: unit economics

ТОЧКИ КРАТНОГО РОСТА

Page 31: Максим Калюжный: unit economics

ПОЧЕМУ МЕТРИКИ ПЛОХИЕ?

Метрика Класспроблемипричины

UserAcquisition

Количествопродавцов

Проблемывмаркетинге

Плохаявиральность

CPAНецелевыеканалы

ВысокаяконкуренцияПлохоесообщение

С1,BuyersНизкаяактивация

Непонятнаявыгода

ARPPU,APCНизкийretention

Низкаячастотавстречиспокупкой

Page 32: Максим Калюжный: unit economics

ЧТО ВАЖНО ИНВЕСТОРУ?

Page 33: Максим Калюжный: unit economics

ПОДХОД К АНАЛИЗУ ПРОЕКТА

Оценкаразмеров

Оценкаскоростироста

Детали

BurnrateВыручка

Числоклиентов

MoMgrowth

DAU/MAU

Churn

ARPU/CACMRR/ARR

LTV

Page 34: Максим Калюжный: unit economics

ЛОГИКА ИНВЕСТОРА

Экономикасходится?

Каналыпродажмасштабируются?

$$$

Да

Да

$Неизвестно

Рынокбольшой?

Да

Нет

Нет

Нет

Page 35: Максим Калюжный: unit economics

Спасибозавнимание!

МаксимКалюжныйfb:facebook.com/max.kalyuzhnyi

e-mail:[email protected]